Не исключено,
что канонический образ рая отражает впечатления древних
о Средиземноморье:
прекрасные сады с оливами
и фруктовыми деревьями, вечное лето, благоуханный воздух.
В наше время эти места стали раем для отдыхающих, а для
науки о здоровье - неисчерпаемым источником вдохновения.
Традиционная
кухня населения средиземноморских стран уже не раз создавала
сенсации.
Сначала выяснилось, что именно с режимом питания
связано долголетие жителей этих стран. Потом ученые убедились
в том, что умеренное, но регулярное потребление сухого
красного вина, которому жители Средиземноморья отдают предпочтение
вместо
крепких алкогольных напитков, благотворно для сердца и
сосудов.
И вот новая сенсация: оливковое масло защищает от рака
груди.
К такому выводу пришли исследователи с медицинского
факультета
Северо-Западного университета Чикаго, которые вместе с
испанскими коллегами изучали связь между средиземноморской
диетой и
этим самым распространенным среди женщин онкологическим
недугом: каждый год в мире диагностируется более миллиона
случаев
заболевания.
То, что диета уменьшает риск рака груди, было известно.
Но на вопрос "почему?" удалось ответить только в этом исследовании,
на днях опубликованном в журнале "Анналы онкологии".
"Мы выяснили,
что главный компонент оливкового масла - олеиновая кислота
- блокирует работу онкогена HER-2/neu", -
заявил журналистам
руководитель исследования доктор Хавьер Менендес. "Этот
онкоген является причиной возникновения рака груди у каждой
третьей
из заболевших женщин."
Та форма рака груди, которую вызывает
онкоген HER-2/neu, является самой агрессивной из всех,
прогноз в этом случае бывает крайне неблагоприятным, поэтому
так важно,
что найдено средство именно против него. Кроме того, оливковое
масло общедоступно и абсолютно нетоксично в отличие от
онкологических препаратов.
Ученые провели серию экспериментов
на клеточных
моделях в лаборатории, а теперь собираются проверить свои
выводы на животных. Они убедились, что олеиновая кислота
не только
подавляет активность онкогена, но и повышает эффективность
лекарств, применяющихся в лечении этой формы рака груди.
Тем не менее они не спешат утверждать, что абсолютно эффективное
средство от рака груди уже создано: необходимы дальнейшие
исследования.
Но ничто не мешает женщинам всего мира уже сегодня перейти
на средиземноморскую диету, ощущая себя хотя бы в этом
жительницей волшебного рая. Диета не столь уж сложна: овощные
салаты, зелень,
морская рыба, нежирный сыр, фрукты, орехи, немного сухого
красного вина... И оливковое масло в виде салатных заправок
и соусов.
Ведь помимо того, что все это полезно, это еще и просто
вкусно.
Где еще есть олеиновая кислота
Олеиновая кислота
относится
к мононенасыщенным жирным кислотам, которые в разных соотношениях
входят в состав большинства масличных семян и соответственно
растительных масел. В оливковом масле это основной компонент
- ее доля достигает 64,9%. Однако по ее содержанию есть
у знаменитого прованского и достойные конкуренты: до 63,7%
достигает доля
олеиновой кислоты в абрикосовом масле, 63,1% - в персиковом,
65,2% - в сливовом. Однако все эти масла очень дороги и
вырабатываются не для пищевых, а для парфюмерно-косметических
целей, поэтому
заменить оливковое, конечно, не могут.
А вот высокоолеиновое
подсолнечное масло сорта "Кубанское салатное" и соответственно
сырье для него специально создавались советскими специалистами
как реальный конкурент дорогому маслу оливковому. В нем
содержалось до 67,3% олеиновой кислоты, отличным было оно
и по вкусу. Но
в последние годы элитное российское подсолнечное масло,
к сожалению, практически вытеснено дешевым зарубежным. "Кубанское
салатное" в
наших универсамах теперь не увидишь.
Источник: "Химический состав пищевых продуктов",
Агропромиздат, М., 1987.
WWW.INAUKA.RU